Интервью заместителя директора по образованию МДЦ «Артек» Юрия Владимировича Ээльмаа для интернет-журнала «Навигатор образования»
- «Артек» уже давно известен как детский лагерь с устоявшимися традициями, в котором реализуются программы, сопоставимые с программами дополнительного образования. Повлекут ли за собой поправки в законодательстве, согласно которым детские лагеря станут полноправной частью системы образования, ощутимые изменения в организации детского отдыха?
- Отрасль детских лагерей слабо институализована. Поэтому мы в этом году впервые провели форум, и впредь будем ежегодно устраивать эту площадку диалога внутри отрасли, которой необходимо законодательное закрепление в вопросах лицензирования, безопасности и других.
На http://www.artekforum.ru/ можно найти материал для обсуждения – проект Федерального закона о внесении изменений в отдельные законодательные акты, в части вопросов отдыха и оздоровления детей. Проект, собственно, обсуждается, и таким образом идет движение в сторону того, чтобы детский отдых стал полноценным сегментом, не вариантом дополнительного образования, а именно полноценным сегментом системы образования, который находится в партнерстве с дополнительным образованием, в партнерстве со школой.
- Перечислите ключевые моменты отличия сетевого образовательного модуля, СОМа, реализуемого в «Артеке», от традиционного подхода к образовательной практике.
- Знаете, нового ничего нет со времен Ньютона и Архимеда (улыбается). В мире, в России существует огромное количество педагогических технологий. Тут очень важно понять, что это разнообразие педагогических технологий остается довольно умозрительным, теоретическим до той поры, пока не предложены реальные инструменты их реализации. Можно взять, например, перевернутый класс, но при внедрении его в школьную практику, возникают вопросы со временем работы ребенка, с домашним заданием, с профессиональной культурой учителя, оборудованием для этой технологии. То есть технология есть, а реализовать ее сложно. И таких примеров можно много привести. В этом смысле СОМ – это технология организационная, а не педагогическая, которая позволяет, на наш взгляд, более полно достигать результатов, заявленных во ФГОС. Более того, для нас важно то, что она реализуется не только в условиях детского лагеря, но и в условиях образовательной школы другого типа.
Умная школа сегодня сама признает, что только в формате классно-урочной системы, только с процедурой аудита образовательных результатов в виде ЕГЭ ФГОС не достигнуть. ФГОС идет не от контента, а от результатов. Школа работает в поле предметных результатов. Она «проседает» в области личностных результатов, и технологически несильна в области метапредметной. Основное образование гарантировано Конституцией. А есть дополнительное, с идеей организационного объединения ресурсов, в нашем случае школы, дополнительного образования и лагеря, с тем, чтобы разные сотрудники разных сред работали на общий результат, который можно в свою очередь раздробить на эти три составляющие – предметные, метапредметные, личностные. И «Артек» - уникальная конструкция, где структурными подразделениями являются школа, студии ДО и лагерь.
- Использовался ли при разработке СОМ опыт зарубежных стран? Если да, то каких?
- Про зарубежные страны сложно говорить по двум причинам. Во-первых, в современном мире с появлением Интернета непросто утверждать, что эта технология зарубежная, а эта - чисто российская. Классно-урочная система, например, не в России была изобретена, Ян Амос Коменский был чехом.
Я довольно подробно изучал, что происходит с таким понятием как educamp и с лагерями в целом в других странах, где реализуют образовательные программы. Цели современного образования, сформулированные ЮНЕСКО, единые. Региональные, национальные стандарты, которым, например, является наш ФГОС – это конструкции, уже созданные с ориентацией на эту модель ЮНЕСКО. В этом смысле soft skills, вещи, связанные с тем, что мы называем метапредметными компетенциями, - это не российская и не западная история. А история общемировая, общецивилизационная, строящаяся исходя из того, что мир, к которому завтра ребенку адаптироваться, не очень понятен, и выучивать половину Википедии смысла нет никакого.
Поэтому с точки зрения целевых ориентаций образовательных программ лагерей по всему миру мы очень похожи. Многие лагеря в той же Британии или в Канаде рассматривают лагерь как время достижения social skills, communication skills в дополнение к таким формальным образовательным институтам, как, например, школа. И с точки зрения целей лагерь как пространство личное и метапредметное – явление интернациональное сегодня. Поэтому в СОМ имплементированы существующие технологии – принята работа с гаджетами, работа с сетевыми источниками, проектная деятельность, исследовательская деятельность, вопросы, связанные с игрой в образование. Можно сказать, что западные страны более педагогически технологичны во многих вещах. Поэтому можно сказать, что СОМ использует современные работающие педагогические технологии.
- Несмотря на то, что СОМ впервые был реализован в апреле 2016 года, можно ли уже говорить о его эффективности? Если да, то в чем она проявляется?
- Ответ будет состоять из двух аспектов. Доказать эффективность использования педагогической технологии – это вопрос, скажем так, длинный. Чтобы утверждать, что это работает, нужно технологию с разных точек зрения проверять, причем, обязательно не только в условиях реализации в одном типе организаций. То есть, с научной точки зрения этот ответ может быть недостаточным, потому что технология – это вещь, которая переносима под разные условия. Переноса пока не осуществлено. Это аспект первый, а второй – каждую смену наша психологическая служба проводит анкетирование. Она измеряет общее настроение детей, степень их удовлетворенности и так далее. Мы задавали детям вопросы и открытого, и закрытого типа относительно их восприятия СОМ в параллель с их традиционным академическим опытом. СОМ реализуется в разных средах, он построен на решении реальных задач. И опросы совершенно точно показали, что детям СОМ нравится больше, чем их школьный опыт. Многие из детей, которые до сих пор продолжают жить в доминирующей классно-урочной системе, приобрели новый опыт благодаря СОМу. Кроме того, тут еще нельзя забывать, что СОМ – это не индивидуальная история, она коллективная. А школа сегодня в ее традиционном понимании в большинстве случаев решает образовательные задачи индивидуального характера.
- В ходе форума "Детский лагерь – новое образовательное пространство", который проходил на базе "Артека" в период с 12 по 14 октября 2016 года, участниками были презентованы новые образовательные форматы, не имеющие аналогов. В частности, представитель МГУ им. Ломоносова привез с собой разработку ученых биофака МГУ, направленную на знакомство детей с природным миром Крыма (полевые командные олимпиады). Когда можно ожидать внедрение новых образовательных форматов, презентованных на форуме, в работу "Артека"?
- Описанные вами активности происходили в контексте начала взаимодействия, партнерских отношений «Артека» и биологического факультета МГУ. Институт тематического партнерства у нас функционирует два года, и в частности на том же форуме проходил конкурс образовательных программ тематических партнеров, которые собираются реализовывать свои программы у нас в 2017 году. Это был важный сегмент форума.
Для нас значимо, что лагерь – это одна из самых интересных площадок неформального образования. И повторяю, он может аккумулировать большое количество педагогических активностей и технологий, которые в других, более формализованных образовательных институтах – школа, допобразование и так далее – реализованы, могут быть более сложно.
Я знаю, что в результате форума были отобраны 52 программы для реализации в 2017 году. В январе мы будем проводить двухдневный семинар с тематическими партнерами, когда «Артек» поставит им задачи на следующий год: наш тематический партнер должен войти сореализатором программ основного образования, чтобы он стал участником СОМ.
- До недавнего времени я была уверена, что большинство детей отдыхают в "Артеке" по "платным" путевкам. Поэтому была искренне удивлена, когда узнала, что 95% всех путевок бесплатно достаются талантливым детям. Отсюда возникает вопрос: нужно ли родителям предпринимать какие-либо шаги для того, чтобы их талантливый ребенок попал в "Артек"? Например, два безусловно талантливых ребенка, но у родителей одного из них имеется материальная возможность продвигать и развивать молодое дарование (спонсировать его участие в различных общероссийских и международных соревнованиях/ конкурсах/фестивалях), а родители другого финансово не состоятельные, поэтому юному таланту приходится ограничиваться участием на мероприятиях школьного/районного/городского масштаба. Логично предположить, что у первого ребенка больше шансов попасть в "Артек", даже без участия родителей (просто потому, что его "заметят"). А много ли шансов у второго?
- Недавно в Высшей школе экономики было проведено исследование под руководством Исака Давидовича Фрумина о корреляционной связи благосостояния семьи и образовательных результатов ребенка. Условно, если ты богатый, то у тебя хорошее образование, а если ты бедный, то у тебя плохое образование, - насколько эта точка зрения правдива? Исследование выявило, что эта точка зрения абсолютно правдива. Современная цивилизация – это цивилизация больших городов, где есть много возможностей, где можно не только в среднюю школу ходить, но и выбирать школу.
Истории типа Михаила Ломоносова, который жил в Холмогорах и пришел пешком в Москву, закончились. Хотя это легенда и не все так просто: Ломоносов был родом из деревни староверов, где уже в те времена большинство людей были грамотны. А вот такие конструкции начала советского времени, как «доярка и пастух», которые сперва ничего не знают, а потом они становятся социально успешными – сегодня миф. Так сегодня жизнь устроена. Сегодня выпустить 11-летнего хоккеиста на лед в более или менее полной профессиональной амуниции стоит две тысячи долларов. Мы еще не знаем, будет он хоккеистом, не будет, может быть просто позанимается и особых талантов не проявит… Но если у тебя нет две тысячи долларов, то твой ребенок в хоккей не пойдет.
- В марте 2015 года правительством РФ была утверждена Программа развития "Артека" на 2015-2020 года. Каким будет "Артек" в 2021 году?
- Я не футуролог и не астролог, но могу предположить следующее. Если продолжится взаимодействие с тематическими партнерами, а я не вижу пока ограничений для того, чтобы это не продолжалось, то «Артек» будет развиваться не только за счет программы развития, но и за счет внешних источников.
У нас получится стать голосом отрасли, от лица отрасли создать, внести на законодательном уровне положение, которое характеризует детский лагерь как полноценную образовательную систему. Школа за счет лагеря компенсирует свои дефициты. Наконец-то оформится отрасль детских лагерей как образовательного института, будет существовать образовательная программа, будет формат описаний этой образовательной программы. Лагерь будет четко понимать, что он является одним из игроков по реализации ФГОС.
Сегодня мир очень сложный, чтобы выращивать индивидуалистов, которые не отрываются от гаджетов. Значит, должен быть образовательный институт, который учит коммуникации, взаимодействию, диалогу, принятию решений. У этого института должна быть своя образовательная программа. И надеюсь, что к тому времени нас, наконец, перестанут называть отраслью отдыха и оздоровления детей.